О заповеднике

Спасская церковь
02.08.2013

 

  

Спасская церковь памятник архитектуры 18 века расположена в васнецовском селе Ошеть Сунского района Кировской области в 19 километрах от районного центра на берегу реки Ошеть и на 71 километре от областного центра.

 

Село основано на старой пустоши в 1690 году, прежние названия: Спасское, Ошетское. Принадлежало Вятскому Успенскому Трифонову монастырю до 1764 года. Историю Спасской церкви подробно описал вятский краевед Олег Виноградов.

 

Для освоения пустующих земель «рамешка на Ошети» и основания погоста монастырь посылает своих священнослужителей, среди которых был дьячок Дмитрий Игнатьев сын Васнецов — документально известный основатель вятского рода Васнецовых, четыре поколения которого служили затем в сельской церкви, учили крестьянских детей грамоте.


Дмитрий Васнецов родился в Хлынове в 1661 году, в юношеские годы был псаломщиком Вятского Успенского Трифонова монастыря.


Из переписных книг тех лет известно, что дьячок Дмитрий Васнецов приехал в Ошеть с семьей и имел сына Афанасия 1682 года рождения. В Ошети у него родились сын Косьма в 1695 году, сын Иосиф в 1700 году, а позднее Иоанн и Савватий.


Были у него, вероятно, и дочери, но в то время женщин не учитывали и в писцовые книги не записывали.


Первая деревянная церковь была построена, вероятно, в 1692 году и освящена в честь Нерукотворного Спаса, жилые дома для всех служителей и монастырских крестьян, а также монастырский двор и съезжая изба.


В 1699 году деревянная церковь сгорела. В 1700 году возводится новая деревянная церковь, прослужившая людям более 80 лет.

 

В 1700 году в монастырской ошетской вотчине на погосте было 18 дворов.


В 1721 году в возрасте 60 лет скончался Дмитрий Игнатьевич Васнецов. Похоронен в церковной ограде. Его место занял сын Иосиф 21 году.


11 марта 1735 года дьячок Иосиф Васнецов по безоговорочному указу Вятского епископа Лаврентия Горки привозит в Хлынов в славяно-греко-латинскую школу своего старшего сына Андрея — будущего основателя курчумской ветви Васнецовых.


К 1740 году Вятский Успенский Трифонов монастырь достиг своего расцвета и богатства. Денежные средства монастыря позволяют ему на селе повсеместно вести строительство каменных церквей и домов. Руководство монастыря принимает решение о строительстве каменной церкви в селе Ошеть и предлагает причту Спасской церкви попу Иустиану Стефанову сыну Россихину приступить к заготовке строительных материалов — кирпича, извести, лесу, железа и т. д.


Без названия1 В 1742 году начинается строительство «каменной церкви», для чего были присланы монастырские работники, а все черные работы велено осуществлять «местным людишкам». В 1747 году была закончена каменная кладка и начались оделочные работы.


Теплая придельная церковь освящена 19 июля 1753 года во имя Архистратига Михаила и в ней начинались службы.


В 1756 году в селе Ошеть служат: дьякон Иосиф Дмитриев сын Васнецов — 56 лет, дьячок Афанасий Дмитриев сын Васнецов — 74 лет и дьячок Иван Иосиф сын Васнецов — 20 лет.


2 июля 1759 года умер Иосиф Дмитриевич Васнецов, похоронен в церковной ограде. В 1759 году в приходе села Ошеть было 303 двора.


Главный престол холодного храма освящен 20 июля 1760 года во имя Нерукотворного образа Спасителя.


В 1763 году на деревянной, отдельно стоящей колокольне повешен колокол отлитый Иваном Никитовичем Бакулевым в г. Слободском.


Ошетские служители, заботясь о материальном благосостоянии своих прихожан, усиленно закупют семена урожайных зерновых культур, особенно ржи, и продают их своим крестьянам, рекомендуют круглый год возить на поля в кучи навоз и известь, чаще менять поля под зерновые. Все это помогает прихожанам получать хорошие урожаи. Помогают в закупке породистого скота.


К 1770 году деревянная колокольня, оставшаяся от деревянной Спасской церкви, сильно обветшала и прихожане решают строить каменную колокольницу.


Строительство каменной колокольни было закончено в 1773 году.


В 1775 году в приходе 599 дворов, теплая церковь становится тесной.


9 января 1777 года служителям села из-за многочисленности прихожан дана храмозданная грамота за № 21 на построение с полуденной стороны Спасской церкви придельного храма во имя святого апостола Иоанна Богослова. Богословский придел был освящен 25 сентября 1778 года и церковь стала трехпрестольной.


Самое активное участие в строительстве церкви принимал сын дьячка Дмитрия Васнецова диакон Спасской церкви Иосиф Дмитриевич Васнецов.

 

В апреле 1786 года в Ошеть приезжает дьякон Вятского Богоявленного собора Иван Котлецов для росписи только что  отштукатуренного придела. Это был талантливый художник Вятской епархии, которым расписано несколько церквей.


В 1787 году иерей Петр Рязанов просит разрешения о выстилании поля чугунной плитой в холодном храме и алтаре.


23 февраля 1792 года окончившего курс семинарских наук Якова Иванова сына Васнецова назначают священником Спасской церкви села Ошеть.


В 1796 году в Спасскую церковь села Ошеть пожертвована икона Спаса Нерукотворного старого письма, которая пропала при закрытии церкви.


В 1813 году было закончено строительство каменной ограды вокруг церкви, а 1856 году ее продлили до колокольни, также строились казенный каменный и деревянный дома.


В 1833 году по собственному желанию в село Ошеть был переведен дьячок Николай Васильевич Васнецов с женой Анисьей Родионовной из села Бурмакино.


5 августа 1836 года рукоположен во священники села Ошеть учитель Нолинского духовного училища Георгий Андреев сын Васнецов. Здесь у него родились дети Иван и Михаил. Георгий Андреевич — прадед художника Юрия Алексеевича Васнецова.


Георгий Васнецов 1843 году полностью разламывает теплую церковь, сооруженную его прадедом. И в 1847 году заканчивает кладку новой большой теплой каменной придельной церкви, правый придел которой был освящен во имя архангела Михаила 7 ноября 1848 года.


Левый престол во имя Иоанна Богослова освящен только 25 сентября 1851 года.


Летом служба проходила в холодном Спасском храме, а зимой в теплых приделах, где стояли печки для обогрева.


В 1855 году теплый храм был соединен с колокольней каменным переходом. В этом виде храм сохранился до наших дней.


В 1860 году сын Георгия Андреевича успешно заканчивает семинарию, женится. 22 августа 1863 года приезжает служить в Ошеть Михаил Георгиевич Васнецов - дед художника Юрия Алексеевича Васнецова.


Для крестьянских детей в 1868 году было открыто двухклассное земское училище, построен большой полукаменный дом, в котором разместилась школа.


Михаил Васильевич Васнецов умер в селе Верхосунье 29 июля 1875 года, а его вдова и дети снова переезжают в село Ошеть в дом деда.


22 февраля 1888 года из села Бутырского в Ошетскую церковь переводится Алексей Михайлович Васнецов - отец художника Юрия Алексеевича Васнецова. Алексей и два брата живут в Ошети: Николай с семьей в казенном доме, а Алексей и Петр — вместе с матерью в доме деда. Алексей Михайлович Васнецов в 1890 году женится на дочери дьякона села Ухта.

 

 

В 1893 году Алексея Михайловича переводят на службу в Вятку.

 

Четыре поколения Васнецовых вкладывали в строительство ошетской церкви, этого редчайшего по красоте сооружения не только свой ум, талант, но и собственные средства.


Это Васнецовы на протяжении двух с половиной веков построили две церкви — деревянную и каменную, 4 школы, жилье. Давалиимена новорожденным, венчали на свадьбах на долгую жизнь молодых людей, святили на большие праздники красный угол в каждой избе, отпевали и провожали в последний путь своих прихожан. Они учили крестьянских детишек грамоте, недаром грамотность среди ошетских прихожан была довольно высокой. Они внесли огромный вклад в развитие села, застройку деревень, в освоение новых земель, культуру полеводства и животноводства, культуру быта и семейного уклада. Способствовали переселению крестьян ближе к церкви. Ошеть — родовое село знаменитых художников Васнецовых и представляет архитектурную, культурную и историческую ценность.


Здесь родился, провел детство и юность прадед братьев-художников Козьма Иванович Васнецов, сам в молодости незаурядный художник.


Последними жили прадед, дед и отец народного художника РСФСР, лауреата Государственной премии СССР (1971) Юрия Алексеевича Васнецова. Миллионные тиражи детских книг Юрия Алексеевича у нас в стране и за рубежом — наглядное свидетельство его таланта.

 

В церковной ограде 10 могил Васнецовых, а на приходском кладбище похоронены рано умершие дети и женская половина рода.

 

В начале 20 века по описи 1910 года в селе Ошеть служат три священника, один дьякон, три псаломщика. За церковью закреплено 33 десятины мирской земли.


Служители собирают 350 пудов ржи и овса. Священники имеют годовой доход 660 рублей, дьякон — 440 рублей. В приходе села Ошеть проживает 3256 человек мужского пола и 3461 человек женского пола.


В 1935 году церковь закрыли, превратили в склад. Почти 70 лет она была бесхозной. За это время было разрушено все до основания: выломан кирпич, двери, оконные решетки, растащены половые плиты, из которых были выложены полы в оградах, подходы к домам, металлическая церковная ограда снята и увезена в п. Суна, разграблен иконостас. Печальная участь постигла васнецовский дом и здание школы, где обучались крестьянские дети, провалилась кровля церковного здания.


В конце 20 века главой администрации Никулиным И.Ф. были попытки сохранить и восстановить порушенное.

 

 

Ошетское кладбище было обнесено металлической оградой, село было включено в Васнецовское кольцо, был завезен пиломатериал, приобретен сруб для васнецовского дома, медь для перекрытия купола церкви и на этом все закончилось.


К концу 2003 года силами ветеранов Ошетского сельского округа, во главе с председателем ветеранской организации Зворыгиным Л.И, был восстановлен алтарь, приведен в порядок летний Спасский храм, могилы Васнецовых огорожены и обозначены, поставлен деревянный крест, установлена металлическая ограда.

 

6 декабря 2003 года часть храма, алтарь, крест были освящены, а процесс освящения был показан по телевидению. В летнее время проводятся службы, которые ведет отец Андрей — настоятель Куменской церкви.Народ несет в храм иконы, дорожки, возвращена часть плит, был пожертвован колокол. Многие вносят пожертвования, хорошую помощь оказал директор магазина «Вознесенский» Владимир Дмитриевич Останин, предприниматель А.А. Леденцов, дачник из села Ошеть Н.С. Шатков внес сразу тысячу рублей.

 

В 2003 году был канонизирован и возведен в лик святых священник Михаил Тихоницкий. Его расстреляли в г. Орле только за то, что он зачитал прихожанам воззвание московского патриарха о прекращении братоубийственной войны (гражданской).


Село Ошеть стало привлекательным для туристов. Здесь побывали потомки Тихоницких — внучка священномученика Михаила Тихоницкого Мария Посетили Ошеть ученые из Канады. Сюда приезжали два автобуса с туристами из Москвы. Дважды Ошеть засветилась на центральном телевидении — на канале НТВ и Первом канале ОРТ. Побывал на земле своих предков актер Алексей Булдаков.

 

В 2012 г. продолжилась работа по увековечинию памятных мест, около церкви.

 

 

 

В ходе реализации туристического проекта, который осуществляют  Глава Культуры Сунского района Горордилова Л. В. и бизнес-партнер строящейся базы отдыха «Ошеть» Шилова С.В., 13 октября 2012 году открыты и освящены великолепные памятники священнослужителям Васнецовым и Вятскому Святому Михаилу Тихоницкому. Эти памятники были изготовлены знаменитым Вятским скульптором Леденцовым  Н.А.

 

Ежегодно в село приезжают до тысячи туристов. Восстановлен целебный Исаковский ключ. Туда не прекращается поток людей. Благоустроена территория вокруг липы, посаженной Васнецовыми в 18 веке.

 

В настоящее время принимаются меры по включению села Ошеть в федеральную программу «Васнецовское кольцо», и  по перекрытию купола Спасской церкви листовой медью. 

 

Ошеть — село небольшое, но очень богато историей. Оно не должно умереть, оно должно хранить память о тех, кто вышел из него, кто не уронил чести перед историей!

Васнецовская липа
25.07.2013

В Ошети растет липа, которую посадили члены семьи Васнецовых примерно в конце 18 века. Когда-то, давным  давно в русских деревнях был обычай — вокруг своего надела земли садить деревья, а их количество зависело от традиций местности где находилась деревня. Липу садили, как символ вечности, семейного счастья и благополучия. Древесина липы самая мягкая и использовалась для резьбы по дереву, изготовления различных орудий труда и предметов быта. Из коры липы делали мочало,  затем плели лапти.

 

В селе на бывшей улице села когда-то стоял дом семьи Васнецовых. Сейчас это  место обозначено остатками фундамента и памятным знаком. Каждая семья крепко стоящая «на ногах», имела земельный надел, где растили зерновые, картофель и др. И именно на границе земельного участка в настоящее время растет вековая липа. Сведения о липе подтверждаются  словами коренного жителя М.В.Россихина, именно он  «открыл» этот исторический объект.

 

Липе уже более 2 веков. Её окружность у основания составляет около 5 метров. По воспоминаниям сторожилов, примерно коло 50 лет назад, липу сломало ураганным ветром. Но по сторонам пошли молодые побеги вверх и даже в землю. В настоящее время остался ствол высотой 5-6 метров причудливой формы, мощные боковые побеги липы напоминают ноги человека, опёршегося о землю и поддерживающего что-то огромное и святое. 

 

 

Васнецовская липа — настоящее чудо природы, символ вечности, жизни, народной силы и могущества.

 

Сегодня липа обнесена кованой оградкой, сооружен памятный знак, а фигурная скамейка ручной работы позволяет запечатлеть на фототаппарат Ваше присутствие на фоне красоты русской природы и историческом месте, связанным с великим родом Васнецовых.

История села
19.07.2013

Когда-то давным давно это село было центром Ошетского края, именно в этой волости создана первая коммуна «Новая жизнь» (близ д. Быковская в настоящее время имеется памятник областного значения-кладбище первых коммунаров).

 

В изучении истории Ошетсткого края первоначальный толчок принадлежит вятскому краеведу, величайшему энтузиасту Виноградову Олегу Николаевичу. Он утверждает и это исторически оправдано, что еще до прихода на ошетскую землю русского населения из Вятского Успенского Трифонова монастыря русского населения, здесь жили племена Чуди голубоглазой которые были ветвью булгарский племён. На их языке слово «Ош» означало «угол», а слово «Еть» — медведь. Вот и получилось название «Ошеть» — «медвежий угол». Также у этих племен было имя «Ошит», предположительно в честь этого рода названа и речка — Ошеть, протекающая в округе.

 

Позднее 21 июня 1580 года по грамоте царя Ивана Грозного был основан  успенский Трифонов монастырь, который быстро рос и получил в свое владение деревни, луга, пашни. Царь жаловал на него богатые вклады. 15 сентября 1650 годы и переписчик воевода Соковнин отдал на оброк Успенскому монастырю «все раменья за рекой Кырмыж», получив огромные владения от Кстинино до Лудяны. Монастырь приступил к их освоению, быстро начали расти новые погосты и деревни, расцветали небольшие имеющиеся поселения.

 

Для освоения ошетского погоста в 1690 году монастырь посылает дьячка Дмитрия Игнатьевича Васнецова. У Дмитрия Игнатьевича Васнецова в то время уже была жена и маленький сын — Афанасий 1982 года рождения.

 

Уже в 1692 году в селе Ошеть была построена первая деревянная церковь и освещена в честь Нерукотворного Спасова образа.В ошетском погосте построили жильё для служителей, амбары и монастырскую съезжую избу. У Д.Васнецова к тому времени родилось еще 2 сына: Иоанн (1695), Савватий ( 1700).

 

В 1700 году в монастырской Ошетской волости было уже 18 дворов, в том числе несколько дворов бобылей-ремесленников.

 

В 1721 году Д.Васнецова похоронили в пределах церковной ограды, место отца занял сын Иосиф. Село Ошеть входило в состав Ошетского благочиния, а 30 июня 1730 года передана в Вожгальское благочиние десятильнику попу Григорию Корчёмкину.

 

Ошетские священнослужители заботились о материальном благосостоянии своих прихожан, закупали семена урожайных зерновых, продавали своим крестьянам, оказывали помощь в удобрении почв, развозив навоз и известь. Богатели крестьяне, богател и приход.

 

В 1742 году началось строительство Спасской церкви. Для этого были присланы «монастырские работники», а всю черновую работу выполняли местные жители и прихожане.

 

В 1759 году в приходе села Ошеть было 303 двора. В тому времени были закончены отделочные работы и в 1760 году был освящен тёплый Михайловский предел и главный холодный храм Спасской церкви.

 

В 1773 году была построена каменная колокольня. В 1776 году в Ошети насчитывалось уже 559 дворов, в 1780 — 625 дворов.

 

В Ошети традиционно ежегодно проводились четыре ярмарки: Троицкая — в Троицу, Богословская — 26 сентября, Михайловская — 8 ноября и Рождественская — 25 января.

 

До 1906 года священнослужителя рода Васнецовых служили в Спасской церкви. По описи 1910 года значилось, что в приходе села Ошеть было 55 селений, в которых проживало 3256 человек мужского пола и 3461 человек женского пола.

 

Вскоре начался упадок села и прихода, помещения Спасской церкви сначала пустовали, разграблялись, а потом использовались как складские помещения.

 

По инициативе местного жителя, краеведа Зворыгина Леонида Ивановича потихоньку началось возрождение села.

 

Истинное возрождение села произошло в 2003 году, когда частично была восстановлена Спасская церковь, прошла первая служба после долгого перерыва и освящен деревянный крест на месте захоронения священнослужителей Васнецовых.

 

Село Ошеть историческое место — «родовое гнездо» всемирно известных художников Виктора и Апполинария Васнецовых, здесь бывал проездом Ф.И.Шаляпин, родился Вятский священно мученик Михаил Тихоницкий.

 

Каково будущее Ошети? 


С 2012 г.  при непосредственном участиибизнес-партнера строящейся базы отдыха «Ошеть» Шиловой  С.В. и под руководством  Главы Культуры Сунского района Городиловой Л.В, на территории села обустраивается мемориально-историческая зона, благоустраивается территория, оформляется музей, приводятся в порядок исторические места и природные объекты. Свой вклад  в облагораживание исторических мест вкладывают и ученики Вятской Гуманитарной Гимназии-волонтеры. Планируется не только создать в Ошети центр семейного отдыха, но и сделать село центром туристического «Вятского кольца».

История рода Васнецовых
19.07.2013

Родословная Васнецовых очень обширна и интересна. На данных схемам можно детально с ней ознакомиться:

 

Виктор и Аполлинарий (53,50kb)

Васнецовы основная родословная (98,50kb)

Юрий Алексеевич (50,00kb)

История рода Тихоницких
19.07.2013

В 1846 г. в с. Ошеть родился Михаил Петрович Тихоницкий. Детство и юность его прошли в с.Ошеть. Его отец и дед были священники. После окончания учебы Михаила Тихоницкого перевели служить в г. Орлов. И там его расстреляли только за то, что он зачитал прихожанам воззвание московского патриарха о прекращении братоубийственной войны (гражданской).

 

2003 году он был канонизирован и возведен в лик святых. Ныне здравствуют его внучка Марианна Епилдофоровна Дробот и правнук Иван Георгиевич Дробот. Они приезжают на родину Михаила Тихоницкого из Франции.

 

В 2012 г.  на его родине в с. Ошеть был поставлен памятник Святому  Михаилу Тихоницкому, выполненный скульптором  Членом союза художников России Леденцовым Н.А.

География
18.07.2013

На красивейшей возвышенности в окружении пышной растительности, вековых дубов, тополей и лип находится самое знаменитое в Сунском районе Кировской области — село Ошеть, основанное в 1690г. священником Дмитрием Васнецовым.

 

Село имеет очень удобное географическое расположение. От областного центра г. Кирова оно удалено всего на 74 км. Оно находится в  полукилометре от центрального шоссе области Киров-Казань. Что удобно для туристического посещения его жителям соседних регионов Удмуртии, Татарстана, Мари Эл и др. 

 

До самого села ведет асфальтовая дорога. Село имеет очень красивый холмистый рельеф со своей рекой и прудом. Здесь находятся знаменитые «рыжичные»  и «земляничные» места. 

 

 

 

 

Посмотреть все фотографии села Ошеть →

 

Исаковский источник
27.05.2013

Исаковский источник, вытекает из-под Спасской церкви, в которой около трех веков верой и правдой служили священники рода Васнецовых. Отец Вятского Святого Протоирея Михаила Тихоницкого — Петр также посвятил жизнь служению в этой колыбели христианства.


Вода в Исаковском источнике чистейшая, почти хрустальная, богатая серебром. Более 250 лет священнослужители Спасской церкви брали из него воду и освещали скот, посевы, дома, крестили детей. Святой источник исцеляет болезни глаз, желудка, кожные заболевания.


В настоящее время Исаковский источник ежегодно освещается настоятелем церкви п. Кумены — отцом Андреем.

 

Находясь на территории Святого Исаковского источника , убедительно просим соблюдать следующие ПРАВИЛА ПОСЕЩЕНИЯ:

1. Категорически запрещается устраивать пикники, жечь костры. Распивать алкогольные напитки, курить, громко разговаривать, нецензурно выражаться, включать громкую музыку, так как источник – общественное место и является святым, и освещен по христианскому обычаю.
2. Запрещается посещение Святого Источника с животными, т.к. они могут нарушить инфраструктуру источника.
3. Не оставлять автомобили в не отведенном для этого месте и оставлять их с не заглушенным двигателем, так как это нарушает экологическую целостность объекта и эстетическое восприятие Святого места.
4. Двигаясь к источнику, придерживайтесь правой стороны и уступите дорогу поднимающемуся или выходящему, будьте вежливы, не создавайте панику около Святого ключа, так как это нарушит Ваше душевное равновесие и огорчит других
5. При пользовании купелью соблюдайте простой порядок и гигиену, убрав и помыв за собой и знайте, что за вами идет бесконечный поток верующего благодарного населения независимо от уровня жизни, возраста и пола.
6. Покидая Исаковский источник, не оставляйте за собой мусор (заберите его с собой), не ищете недостатков в организации, а помогите умным советом, опустив записку в ящик для пожертвований на дальнейшее благоустройство Святого места, или изложите свои впечатления в книге отзывов, которая находится в помещении ключа.

7. Запрещается купаться в каменной купели, обустроенной около скульптуры.


Вода Исаковского источника — символ благополучия и здоровья, в жаркую погоду родниковая вода утолит
жажду, в морозную — согреет.  Источник бьет из недр земли круглый год и, поистине, не иссякаем.

Соблюдая эти простые правила, Вы поможете сохранить и передать нашим потомкам все то, что создавалось и передавалось веками нашими предками, а именно народные традиции, культуру, веру в светлое будущее, мир и согласие всех людей, доброту и понимание, милосердие и любовь к ближнему.